Как стать владельцем кафе

Вы утверждаете, что счастье не в деньгах? Хочется Вам в этом признаваться, или же нет, но таким жизненным кредо руководствуются многие из нас. Сегодня ни у кого не вызывает удивление восемнадцатилетний директор торгового центра или двадцатичетырехлетний депутат. А потому невольно начинаешь думать: "А чем я хуже?" Основной постулат, которому Вы должны следовать в процессе развития собственного бизнеса - это неизменная вера в Ее Величество Фортуну, и тогда она собственноручно перережет алую ленточку на открытии вашей собственной компании. Фортуна любит тех, кто рискует! С чего же начинался современный ресторанный бизнес?

Как стать владельцем кафеУ истоков славы венского кофе были турки и украинцы. История повествует о том, что покидая Вену после неудачной осады, турки бросили у городских стен немало мешков с кофейными зернами. Сначала неведомый провиант приняли за фураж для кормления вьючных животных. Но позже бодрящий восточный напиток пришелся по сердцу людям, и вскоре украинский разведчик Ю.Кульчицкий, родившийся в городе Самборе (Львовская область), открыл в Вене первую в Европе кофейню. Спустя полвека их количество достигало десятка, а к началу двадцатого века их уже было более 600.

Настоящий кофейный бум сейчас переживает Украина. По подсчетам рестораторов, в данный момент в Киеве наблюдается нехватка порядка 300 кафе, а сегодняшний спрос удовлетворен лишь на 10%. По информации руководителя отдела маркетинга российского представительства British Petroleum, доход от кафе и магазинчиков на заправках уже превзошел прибыли от продажи топлива. Поэтому, поле для развития этой сферы бизнеса представляется более чем обширным.

Существенно успех кофейни зависит от ее правильного размещения. Место для кофейни рекомендуется выбирать по следующим критериям - это должен быть район с высоким уровнем миграциивблизи торгового центра, аэропорта, вокзала, парка культуры и отдыха. В этих местах маловероятно найти постоянных клиентов, однако здесь существует возможность большого наплыва внезапных посетителей. Кроме того, кафе целесообразно открывать в районе учебных заведений, бизнес-центров, кинотеатров. Основным минусом такого места является отсутствие клиентов в выходные дни и вечернее время. Места скопления туристов тоже интересны для ведения бизнеса в сфере общественного питания.

Самые важные требования к помещению - отдельный вход, первый этаж, большие витрины, красивый интерьер, наличие отопления и санузлов. Большим достоинством является наличие свободной площадки перед входом, где можно будет летом вынести столики. Разумеется, стоимость аренды таких помещений будет не маленькой.

По сравнению со столовой, рестораном или пиццерией, кафе требует значительно меньше оборудования. Понадобятся профессиональная кофемашина-автомат (лучше не одна), оборудование для помола зерен кофе, водяной фильтр и холодильная витрина для хранения кондитерских изделий. Можно дополнительно купить соковыжималку, генератор льда, а также витрины для горячей выпечки. Весьма полезной в современных условиях будет система автоматизации расчетно-кассового обслуживания и учета посетителей кафе с использованием программы iiko или системы r-keeper. Внедрить эту систему автоматизации ресторанного бизнеса помогут соответствующие специалисты.

Классическая кофейня, в первую очередь, должна предлагать посетителям качественный кофе. Самыми распространенными сортами считаются Лате, Эспрессо, Американо. Что же касается еды, то можно ограничиться бутербродами, легкими закусками и десертами. Для расширения ассортимента блюд, можно добавить мороженое, конфеты и прочие сладости. В меню классической кофейни включают и спиртные напитки, хотя это не обязательное условие. Следует помнить, что если вы все-таки решили включить в меню спиртные напитки, они должны быть исключительного качества и соответствовать кофе по ресторанным канонам. Это могут быть ликеры, коньяки или определенные сорта вин. Как это странно ни звучит, но кафе могут посещать посетители, которые вовсе не собираются пить кофе. Как раз для них необходимо создать альтернативу. Как правило, в меню кафе включают черный и зеленый чай, а также разные соки и минеральную воду. Но все-таки лучше, чтобы альтернативу представлял чай. Во-первых, вы сможете сохранить целевую аудиторию заведения, а, во-вторых, чай хранится значительно дольше и стоит дешевле. Так, из одного килограмма чая можно приготовить вчетверо больше порций, чем из килограмма кофе.

Ни в коем разе не стоит включать в меню заведения пиво, даже очень дорогое! В противном случае, на Вашем кофейном бизнесе смело можно поставить крест - в очень короткое время кафе превратится в банальную пивную.

Вы должны овладеть информацией обо всем ассортименте кофе, который представлен на рынке. Качество напитка зависит от многих факторов - начиная от места, где произрастают и созревают зерна, завершая уборкой урожая, способами обжарки, упаковки и хранения. Если вы выбираете несколько компаний-поставщиков, то надо дегустировать каждый из предлагаемых сортов. Основное правило покупки кофе - покупать только то, что пришлось по вкусу. Заблуждением является отрицательное отношение к кофе без кофеина. Следует заметить, в Европе приблизительно 65% посетителей кафе заказывают такой напиток регулярно. Это говорит о том, что большинство из них являются истинными любителями кофе, однако они считают кофеин вредным для здоровья. Следует учесть тот факт, что спрос на кофе без кофеина может расти среди клиентов Вашей кофейни, так как употребление кофеина в вечернее время может вызвать повышенное давление и бессонницу. Именно по этой причине в ассортименте обязательно должны быть несколько видов такого кофе.

Оформление интерьера кафе должно быть достаточно ненавязчивым, но выполнено со вкусом. Правильно подобранное освещение, оформление стен, установка качественных вытяжек (если в Вашем заведении будет отведено место для курения), и неизменный аромат свежего кофе - это основные составляющие успеха кофейни. Рекомендуется не слишком увлекаться дизайном помещения, основное в нем - цветовая гамма, фактура и уют. Оттенки следует выбирать теплые и спокойные. Хорошо продумать еще и текстиль - какими на ощупь будут скатерти, салфетки и шторы. Что касается мебели, то она не должна быть массивной, в противном случае она не будут отвечать стилю классической кофейни. Именно такие мелочи и являются составляющими уюта.

Персонал - ваше главное богатство. Каждый член команды кофейни должен быть доброжелательным и искренним, иметь опрятный внешний вид. Кроме того, весь обслуживающий персонал должен интересоваться кофе и быть влюбленным в общее дело. Важны не столько знания, сколько любознательность. Официанты кафе должны с удовольствием рассказывать клиентам о том или ином виде кофе и о способах его приготовления. Именно тогда посетитель захочет не только вернуться сюда вновь, но и пригласит друзей или бизнес-партнеров. Учитывая это, нелишним будет потратить время на обучение персонала.

Ну, вот и наступил долгожданный момент, когда вроде бы все готово. Помните о том, что день открытия вашего кафе - это не тот момент, когда к вам толпой пойдут посетители и принесут прибыль. Наоборот, у вас начнутся сплошные расходы на рекламу, изготовление флайеров, печатание приглашений... Но не следует волноваться - ведь успех уже не за горами! Для начала профессионалы ресторанного бизнеса рекомендуют повесить в витринах табличку с надписью "Just Opened" или "Только что открылись". В первые дни работы кафе Вы должны приветствовать гостей, присматривать за процессом работы и учить персонал, то есть постоянно находиться в зале, а не сидеть в персональном кабинете и представлять, как в вашу сторону плывут сплошные денежные потоки. Клиента надо заслужить...

Если у Вас достаточно богатая фантазия, придумайте для своего кафе хороший логотип и преподносите его так, словно носите его с гордостью много лет. Организуйте несколько акций. Например, раздайте специальные приглашения "приведи с собой друга", и когда посетитель в следующий раз придет в Ваше заведение с девушкой,  вы угостите его бесплатной чашкой кофе. Особый интерес уделяйте молодежи, так как она ближе всего находятся к европейскому стилю жизни. Иная категория посетителей - весьма занятые люди - те, кто обычно интересуется не стоимостью чашки кофе, а ее качеством. Но они, как и остальные клиенты, тоже любят подарки! Поэтому если Вы им сделаете хорошую семейную скидку, то щедрость в виде порции бесплатного кофе или какао для детей обратится прибылью от съеденных фруктов, мороженого и пирожных.

Итоговые расходы на открытие кофейни составят приблизительно 20-40 тысяч долларов США. Если у такой суммы денег нет, но Вы прониклись идеей - попробуйте составить бизнес план и убедить потенциального инвестора. Для того, чтобы достичь точки безубыточности, кофейне даже не надо становиться популярным местом с очередями - вполне достаточно в течение дня подать чашечку кофе 250 клиентам. Если хорошо организовать дело, то кофейня окупится за 3-12 месяцев. В том случае если срок окупаемости превышает 12 месяцев, проект уже нельзя назвать удачным. Посетите наиболее известные кофейни вашего города, изучите меню, а потом сделайте так же, но значительно лучше и оригинальнее.

В Европе весьма предприимчивые владельцы одного кафе, расположенного в центре города, придумали интересное развлечение. Оно помогло увеличить в несколько раз посещаемость их заведения, соответственно, и прибыль от кафе выросла в несколько раз. Эта идея, как и все гениальное - проста. Только есть одно непременное условие - в районе, где находится заведение, должно быть много офисов, и, естественно, офисных сотрудников.  Люди, которые весь день проводят на работе в помещении и практически постоянно видят свое основное руководство, не могут, а зачастую и боятся высказать свое негодование по какому-либо вопросу. В итоге, в их организме концентрируется стресс, который требует выхода наружу. А идея, придуманная владельцами заведения, позволяет "разрядиться" в любое время, даже во время обеденного перерыва. Сама суть заключается в разбивании посуды. Посетитель надевает защитную амуницию, которая выдается при входе в кафе, и за некую плату покупает тарелки, которые он в свое удовольствие потом швыряет об стену! Идея весьма оригинальна и, если Ваше кафе расположено в нужном месте, Вы можете без особенных затрат значительно увеличить его посещаемость и прибыль.

Возврат к списку